Праздник Победы в Волгограде

Большое спасибо Д. В. ШИРОКОВУ, организатору и руководителю.

Кратко о месте временного проживания: гостиница «Турист», рядом с обрывистым берегом Волги, в 10 минутах пешком от Мамаева кургана; номера на 13-14 этажах с видом на весь город, памятник «Родина-Мать зовёт!» и рядом с ней стоящий Собор Всех Святых.

Кратко о времяпрепровождении: в поезде — игра в ассоциации и сон, в гостинице — кулинарные поединки, игра в шарады и сон.

На 4 дня, с 7 по 11 мая, на 64-ую годовщину окончания Великой Отечественной войны, из славного города-героя Москвы мы, группа из 9 человек, на специальном экспрессе переехали в Волгоград, город-герой, бывший Сталинград. Нашей целью было поздравить и поблагодарить ветеранов — Героев, сумевших в лютую зиму или жаркое лето отстоять и защитить город в течение 200 дней, — с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года.

День первый. 8ое мая

При выходе из поезда — тепло. В городе вовсю цветут сирень и тюльпаны. До гостиницы мы добрались на необычном для москвичей, да и, наверно, для любых гостей, метро — скоростном трамвае. Два красных трамвайчика, скреплённые между собой, вместо шести синих вагонов. От станции «Комсомольская» до «Мамаева кургана» домчались быстро.

После того, как разместились в гостинице — обещанная культурная программа: посещение музея-панорамы «Сталинградская битва», расположенного возле единственного сохраненного разбомбленным дома с мельницей. Прежде чем подняться к самой панораме, мы прошли 8 залов. Большие залы, где были представлены действующие орудия, предметы быта, личные вещи и письма, антифашистские плакаты, военные карты, чередовались с залами, где экспонатами были военная форма, портреты военноначальников, фотографии военных или ордена. Был представлен огромный макет уже полуразрушенного города с светящимися огневыми точками и перестрелками. Глядя на гипсовые разрушенные домики, мерцающие красные и желтые лучи в разных точках города, списки погибших, отчёты о расстрелах фашистами не только пленных военных, но и простых мирных жителей, страшно было представить, как люди пытались выжить в то жуткое и жестокое время… Когда мы поднялись наверх, нашим глазам открылась панорама Сталинградской битвы. Обойдя круг, осознаешь, что подвиг военных был несравненно велик. Они в жуткий холод неслись в атаку, воодушевляли своих товарищей героической смертью, они хотели спасти Родину — спасли. Сумели противостоять и выстоять против превосходящих в несколько раз сил противника и не дать пройти к Волге. После музея вдоль набережной мы дошли до Фонтана Дружбы, расположенного недалеко от пристани. Передохнув и перекусив, мы покатались на катере. Он провёз нас по Волге вдоль города туда и обратно, прокатив под строящимся мостом через Волгу, мимо памятника участникам Войны в виде якоря и огромной статуи «Родина-Мать», показав нам, что город вытянут вдоль берега. Вернувшись на пристань, мы попали под слабый дождик. Вскоре он усилился, и нам пришлось очень быстро закупать конфеты и бежать в метро.
Когда мы были в гостинице, вечернее солнце светило в небе, но дождь не прекращался, и засияла большая радуга, одним концом упирающаяся в синь вод Волги.

День второй. 9 мая

У нас очень много пакетов. 30 штук. Каждый пакет с коробкой конфет. Почти у каждого на груди — георгиевская ленточка. Недалеко от гостиницы мы закупили гвоздики, два больших, красивых букета. Еле вместившись в трамвайчики (народу было уже много), мы сначала поехали на главную площадь поздравлять ветеранов. Сначала мы немножко смущались и посылали с цветком и конфетами всё время то Пашу АХРАМЕЕВА и Свету ШУМОВУ, то Галю КИРИЧКОВУ. Но вскоре раскрепостились все остальные: Илья ШОШИН, Филипп МАКЕЕВ и Аня ЕРМАКОВА (училась в лицее в 2007-08). Парад нам посмотреть так и не удалось — мы пришли слишком поздно. Мы двинулись, прошли мимо стеллы Героям Великой Отечественной Войны вдоль по аллее, отыскивая ветеранов. Когда мы по Аллее Героев подошли к набережной, к Фонтану Дружбы, цветы и конфеты у нас закончились.
Подходя к ветеранам, в душе возникало чувство робости, уважения, трепета. Некоторые ветераны благодарили нас с широкой улыбкой, кто-то молча кивал, кто-то уходил, спеша, видимо, на встречу со своими друзьями, кто-то расспрашивал, откуда мы приехали, кто-то давал наставления и советы: «Старайтесь творить больше доброго...» и говорил столько тёплых пожеланий, что на глаза невольно наворачивались слёзы.

Из центра города мы на метро вернулись к Мамаеву кургану, снова закупили цветы. Нам предстояло подняться на самый верх. По пути мы снова встречались с ветеранами и вручали им цветы. По пути к самой Родине мы зашли в Зал воинской славы. Внутри на стенах были выложены мозаикой списки фамилий солдат, медсестер, командующих, погибших во время осады и битвы. Винтовой подъём вывел нас к Озеру Слёз, монументу «Плачущая Мать». Вдоль дороги к вышине холма — могильные плиты с именами павших героев. Оставшиеся цветы мы старались положить к каждой могиле. Поднявшись к стопам огромной скульптуры, изображавшей женщину с поднятым в руке мечом, воинственным видом лица, с открытым ртом, будто кричащим: «Вперёд!», мы смогли увидеть весь Волгоград. Слева направо тянулись здания заброшенных заводов, их сменяли аллеи, затем дома, иногда выступающие многоэтажки и деревья, деревья… Мы постояли под монументом недолго, спустились с холма, посетили Собор Всех Святых, где шла Вечерняя служба, и по крутой дорожке спустились вниз. Обернувшись назад, мы увидели чёрный силуэт Женщины на фоне уже оранжевого, вечернего неба.

Вечером был салют. Сначала он был скромным, но вскоре небо стало всё ярче и ярче освещаться различными цветами. Каждый салют мы назвали или одуванчиком, или солнышком, какой-то фейерверк казался нам брызгами шампанского, что-то было похоже на струи дождя. Мы кричали: «Ура», поддерживая жителей Волгограда на другом берегу. Вскоре мы разошлись спать.

День третий. 10 мая

Перед отъездом мы успели съездить на начало Волго-Донского канала. Прогулявшись по берегу Волги, мы постояли в тени огромного (но меньше, чем сама Родина-Мать) монумента Ленина. По жаре мы не смогли долго погулять и, сев в маршрутку, доехали до вокзала.

Город понравился нам. Он удивил нас своею зеленью, цветущей, сладко пахнущей сиренью. Он просто поразил нас своими многочисленными божьими коровками, которых мы встречали почти на каждом шагу и бережно относили на зелёный газон. Он порадовал нас почти полным отсутствием многоэтажных жутких небоскрёбов, повеселил скоростным трамваем. Он дал нам возможность почувствовать всю ту военную атмосферу (за это спасибо музеям и музейным работникам — людям, любящим и уважающим своё дело) и лучше узнать историю Войны.

За фотографии спасибо Д.В.ШИРОКОВУ и Илье ШОШИНУ.