2000-е

2000

В ЛИТ пришли вчерашние семиклассники. Учителя заняты апробацией нового учебного плана для 4-летней образовательной программы. ЛИТ делится опытом с коллегами (городской семинар «Возможности и ограничения мультимедиа-технологий в среднем образовании», школа-семинар в ходе работы выставки «Информационные технологии в образовании-2000», круглые столы для преподавателей общеобразовательных дисциплин «Технология разработки авторских электронных учебников»); Идет обновление ресурсов локальной сети лицея (серверы, принтеры) и лаборатории мультимедиа-технологий.

Призерами конференции ЮНИОР и участниками российской команды на Всемирной конференции IntelISEF-2000 стали Кирилл Захаренко, Фатима Кештова и Иван Сидоров. Они разработали инструментальную среду трехмерной визуализации результатов квантово-механических расчетов в задачах молекулярного моделирования.

2001

Осенью этого года исполнилось десять лет со дня основания в Москве первого Лицея информационных технологий (ЛИТ). Сегодня в России и на Украине действуют более полутора десятков лицеев, развивающих эту модель учебного процесса.

1 сентября — это не только торжественное открытие юбилейного учебного года, но и торжественное открытие нового сайта ЛИТ. Новый дизайн, новая структура, новые статьи и новый форум: изменилось практически все. Спасибо Алексею Николаевичу Кушнареву (без него сайта просто не было бы!) и Дмитрию Соколовскому (за сервер в режиме «всегда готов»). И, конечно, респект основным сайтостроителям: Яну Оськину, Диме Базарову, Максу Алексашкину, Толе Князеву!

Зимняя конференция ЮНИОР — 19 лауреатских дипломов (от научного и учительского жюри, а также корпорации Intel), приз от корпорации Microsoft. Трижды лауреатами конкурса стали Иван Титков и Сергей Полянов, дважды лауреатами — Владимир Антонов, Юрий Гаврилов, Станислав Клепач, Андрей Дубов, Илья Шевченко, Матвей Степанов. Лауреатом конкурса стал Дмитрий Ладошкин. Камиль Исаев, менеджер Intel по академическим программам в странах Восточной Европы, особо отметил факт столь частого появления лицеистов в списке лауреатов.

После длительного перерыва в 2001 году возрождён Пушкинский День Лицея (Московский городской лицейский слёт), и год спустя сборная команда ЛИТ вновь получила возможность участвовать в этом форуме.

2002

По следам лицейского юбилея прошла первая Всероссийская конференция ИТ-проектов старшеклассников «Электронная Россия: выбор молодых». Развивается сотрудничество с Федерацией Интернет-образования. Результаты развития ЛИТ доложены на международных конференциях в США и Польше.

ЛИТ сохранил лидерские позиции на ЮНИОРе: из 10 проектов-призеров — 6 работ ЛИТа. Командой лицеистов, как и в прошлые годы, умело руководил выпускник лицея и его преподаватель Алексей Черкасов. ЛИТ отмечен призом Intel- компьютерной техникой.

На финал в США отправился проект Александра Ивлева и Михаила Козлова «Инструментарий для исследования трехмерных клеточных автоматов». Авторами реализована среда для построения трехмерных клеточных автоматов с замыканием или ограничением пространства по трем осям. Благодаря высокой скорости расчетов проведены вычислительные эксперименты с различными конфигурациями и правилами, в результате чего найдены «сюжеты», отражающие ход реальных физических процессов. Авторы награждены престижным дипломом крупнейшей профессиональной ассоциации компьютерного мира Эй-Си-Эм.

Из-за подмосковных лесных пожаров в сентябре всеобщий поход, к сожалению, был впервые отменён. Но праздник, получивший импровизированное название «Дебют-2002», свою задачу выполнил и не прошёл бесследно. Программа праздника давала возможность всем лицейским новобранцам проявить свои таланты, склонности и творческие интересы.

Команда ЛИТ может по праву гордиться количеством аплодисментов, выпавшим на её долю после выступления с приветствием, а также тем, что все лицеисты столицы продолжают исполнять Песню Лицейского Братства, написанную в ЛИТе год назад и принятую в качестве общегородского лицейского гимна.

Crazy Week-2002 прошла под флагом виртуально-компьютерной страны. Разработав базовые организационно-экономические документы виртуального государства, 11-классники передали бразды правления младшим коллегам и с головой погрузились в заключительный этап подготовки к защите выпускных проектов, «вынырнув» из этого процесса уже в разгар Crazy Week — накануне заключительного аукциона. Новогодний праздник, прошёл, как всегда, шумно и весело — тем более, что сценическая его часть завершалась демонстрацией новой постановки лицейской КВН-ской версии шекспировского «Гамлета».

2003

Хроника года, как уже стало привычным, началась с событий на ЮНИОРе.

Внимание участников ЮНИОР-2003 привлек проект Андрея Татаринова, Всеволода Устинова и Василия Федосеева «Инструментальная программная среда Elendorдля разработки мультиагентных систем». Эта разработка, научным руководителем которой стал преподаватель ЛИТ Илья Рудольфович Дединский, позволила создать комплекс программ, для моделирования и исследования широкого круга процессов, происходящих в природе. Elendorполучил и довольно неожиданное применение — при проведении «алгоритмических боев», участники которых должны были за определенное время разработать алгоритм поведения летающих объектов, которые должны были, сталкиваясь с объектами противника, вытеснить их за пределы зоны проведения «сражений» в мультиагентной среде. В Кливленде, штат Огайо (США), эта команда лицеистов заняла второе место на ISEF-2003.

Мартовская конференция «Электронная Россия: выбор молодых» прошла «под знаком Фарадея» — темы проектов-лидеров были посвящены электричеству. Николай Хвилон завоевал симпатии жюри, представив программную среду для моделирования электрических цепей, а девятиклассник Виктор Крюков привел всю аудиторию в состояние шока и трепета, разместив на обычном столе установку для демонстрации принципов беспроводной передачи электроэнергии. Соседство с десятками киловольт оставило у всех незабываемое впечатление.

15 cотрудников Лицея приняли участие в исследованиях по Федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды» (разработка концепции развития электронных изданий и ресурсов для среднего образования, экспериментальная апробация электронных изданий для профильных школ). В лицее на уроках математики проведена апробация образовательного контента, разработанного компанией «Физикон».

2004

Результаты программистов на конференции-конкурсе ЮНИОР-2004 (секция «Информатика»):

1 место Сикачев Петр «Демонстрация алгоритма Light Field Mapping с применением техники анимации алгоритмов

2 место Алёхова Елена «Система тайного электронного голосования»

3 место Голышев Дмитрий «Инструментальная среда для изучения моделей магнитного поля Земли»

Прошла очередная конференция «Электронная Россия: выбор молодых». География участников — Центральный федеральный округ (Москва, Калуга, Воронеж, наукограды Подмосковья), Северо-Западный федеральный округ (Санкт-Петербург, Всеволожск, Карелия), Поволжский федеральный округ (Казань, Самара, Тольятти), Сибирский федеральный округ (Томск, Норильск, Иркутск). Блестяще выступили петербуржцы из студии Софьи Израилевны Горлицкой, Лицеисты на этот раз проявили повышенный интерес к реалистичному трехмерному моделированию — Петр Сикачев разбирался в секретах алгоритмов, Владимир Попов с Андреем Охлопковым построили эффектную среду для создания автомобильных тренажеров на фрактальных сценах, а Григорий Чижик представил галерею образов храма Покрова на Нерли.

Весь год в лицее продолжаются исследования методов оценки качества электронных образовательных изданий для профильных школ (работы проводятся совместно с другими пилотными школами в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Йошкар-Оле и Иркутске). Собраны и обобщены данные по изучению мнения представителей различных целевых аудиторий (педагогическое сообщество, научное сообщество, учащиеся, родители). Анализ проводится с использованием таких критериев оценки качества электронных изданий, как целесообразность их применения, полнота раскрытия содержания предметной области, удобство навигации и т.п.

По заданию оргкомитета Международной конференции «Математика. Компьютер. Образование» разработан дизайн сайта конференции, сохранившийся по сей день. Респект Маше Гусевой, Даше Егорушкиной и Вере Масловой, сделавшим это!

Группа лицеистов совершила поход по Саянам.

2005

И снова наши программисты показали отличные результаты на конференции-конкурсе ЮНИОР-2005:

1 место (секция «Информатика»), лауреат молодежного жюри

Ткаченко Максим «Инструментальная среда визуализации и исследования движения заряженных частиц в магнитных и электрических полях»

Бажин Владимир, Захаров Иван «Моделирование операций с применением робототехники»

3 место (секция «Информатика»)

Гусейнов Алексей «Разработка программного комплекса для поддержки процедур принятия решений в задачах проектирования космических систем наблюдения»

Ионов Максим, Василенко Алексей «Модель томографа высокой разрешающей способности»

Иванов Александр «Трехмерное моделирование гладких поверхностей с возможностью тактильного манипулирования киберперчаткой (проект <Виртуальный скульптор)»

3 место (секция «Физика и астрономия»)

Былич Сергей «Конструктор экспериментов по релятивистской кинематике»

Лауреаты научного жюри (секция «Информатика»)

Гольденшлюгер Станислав, Щепоткин Алексей «Развитие сенсорного аппарата, алгоритмов поведения и блока трехмерной визуализации робота на основе системы адаптивного управления»

Лауреаты научного жюри (секция «Науки об окружающей среде»)

Савин Иван, Челышев Борис «Динамика сукцессий лесных сообществ»

Лауреаты учительского жюри (секция «Информатика»)

Ломакин Василий, Федорова Евгения «Динамические анаморфозы»

Усилиями Ивана ШЕЛУХАНОВА (10 выпуск) в формат DVDпереведены видеозаписи спектаклей лицейской театральной студии — «Старший сын», «Тень» и «Ящерица».

Пришла весна, и на пороге лицея... (дальше — репортаж лицейского кота Макса):

«... ЛИТ привлек внимание руководства корпорации «Майкрософт» — той, что в Редмонде, штат Вашингтон. Иначе чем объяснить появление 25 апреля сего года у нашей родной зеленой железной калитки группы джентльменов, оживленно озирающихся по сторонам и явно стремящихся внутрь, через пост охраны, прямо к витринам с улитками?

Среди гостей — корпоративные богатыри:

Крэг Манди (CraigMundie), SeniorVicePresident, ChiefTechnicalOfficerAdvancedStrategiesandPolicy — хорошо развитая десница Билла Гейтса, одновременно являющаяся частью левого полушария его (Гейтса) головного мозга. Только этим анатомическим феноменом можно объяснить необъятность круга задач, за решение которых он отвечает. Это — технические и политические аспекты стратегии MS в глобальном масштабе.

Манди работает в корпорации с 1992 года, и именно ему покупатели, навещающие салоны бытовой электроники и мобильной связи, обязаны появлением устройств на платформе MS — Intel/XScale. За этим последовали инициативы Крэга в области WebTV и проблем обеспечения информационной безопасности. В ответ на традиционный российский вопрос «А чем вы занимались до...» Манди признался, что он руководил компанией Alliant Computer Systems Corp., в которой были разработаны многопроцессорные суперкомпьютеры (удалось сделать и продать 650 таких машин), а еще раньше работал системным программистом и писал операционку для миникомпьютера DataGeneralNOVA.

Эрик Раддер (EricRudder), SeniorVicePresident, ServersandTools,как и положено богатырю из ведущей троицы, ведет не менее ответственное направление — управляется с всемирным сообществом разработчиков. Одного такого рюкзака даже богатырю вполне достаточно, но нет — Эрик идет на рекорд и взваливает на себя еще один рюкзак, на котором написано: «Серверы — это сплошная головная боль». Ведь все мы знаем, что Windows — это одно, а Windows Server System — совсем другое. И еще — проникнитесь, лицейские программисты — именно Эрику вы обязаны удовольствием работать в сто четвертой и двести четвертой на Visual Studio. Это — его рук дело.

Мы еще услышим об Эрике Раддере. С такой фамилией (rudder — «руль» и даже «руководящий принцип») ему уготована славная судьба.

А вот и третий богатырь в дверях лицея появился — Шиварамакиченане Сомасегар (SivaramakichenaneSomasegar),CorporateVicePresident, Developer Division.Предпочитает, чтобы его называли просто «Сома», хотя сам ой как непрост...

С Раддером «Сома» работает с тесном тандеме — опекает и вызывает на ковер штатных разработчиков корпорации, отвечающих за инструментарий. Принял у Раддера эстафету по Visual Studio, раскручивает Web Platform andTools, .NETFramework, CommonLanguageRuntime(CLR) и другие .NET-технологии. Курирует он также India Development Center (IDC) корпорации в знойном городе Хайдерабаде. В его резюме — участие в разработке аж восьми операционных систем: от «полуоси» OS/2 2.0 и NTдо WindowsServer2003. На своем блоге Сома делится впечатлениями от России. Впервые он составил представление о ней по фильму «From Russia With Love». Потом был визит «вживую» в 2001 году. А вот свежие впечатления:

  • Страна встречает День Победы
  • Россия — страна жутко грамотных людей, готовых совершить скачок в информационную эру (уж не о наших ли людях это сказано?).
  • У двух из трех россиян уже имеется доступ к мобильным телефонам
  • Уверен, что дальше дела в России с ИТ пойдут по экспоненте (y=e^x)

Вообще интересно почитать, что пишут на блогах — люди из MS http://blogs.msdn.com

Снова собрались на Горбушку за дисками? Осмотритесь повнимательнее — нет ли поблизости этого симпатичного брюнета с наспех приклеенной бородой?

Это- Dan’l Lewin, Corporate Vice President, Microsoft .NET Business Development. Он обладает уникальным опытом защиты интеллектуальной собственности (такие богатыри, как он, на картине Васнецова присутствуют только в незримой ипостаси, не желая нарушать авторские права российского художника). Четвертый богатырь ведет направление бизнеса, связанное с продвижением Microsoft© .NET. Есть такие беспокойные люди, которые не любят вкладывать деньги в футбольные команды — эти люди называются «венчурными капиталистами». Вот с ними-то господин Левин и общается, объясняет, что вкладывать нажитые ими трудовые бабки надо не куда-нибудь, а в рост могущества .NET. И что интересно — они не всегда говорят ему «NET». А еще этот господин работал в Apple, убеждая американские университеты покупать Macintosh. С господином Джобсом их связало также желание основать компанию NeXT; чем это закончилось, читайте в книге Ю.Л. Полунова.

Мы обратили внимание и на по-европейски учтивого и обаятельного Пьера (PierreDeVries), SeniorDirector, ChiefofIncubation, AdvancedStrategy & Policy Group. В молодости защитился на физфаке в славном городе Оксфорде — а потом от кварков и глюонов прямо в софт: такая вот нелегкая судьба у физиков-теоретиков. Вот ведь человек какой славный — и инкубатором заведует (это по-нашему, вещь полезная, цыплята там всякие — о деталях спросите у меня при случае), и по строительной части преуспел (с Крэгом Microsoft Home выстроил, и не на Рублевке, а в виртуальной реальности — кому интересно, посмотрите:

http://seattletimes.nwsource.com/html/businesstechnology/2002048005_microsofthome28.html ).

М-р-рр.. Похоже, что он к рыжим котам неравнодушен...

...Однако, слышу, миской в коридоре гремят. Продолжение следует...«

Макс

2006

Разворачивается сотрудничество лицея с издательским домом «Открытые системы».

В совместно проведенном исследовании «АНАЛИЗ КОНТИНГЕНТА СТУДЕНТОВ ИКТ-СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» определены объемы и содержание подготовки студентов российских вузов по ИКТ-специальностям. Установлено, что итоговая выборка вузовских специальностей ВПО, которые покрывают потребности рынка ИКТ, состоит из 112 специальностей. Специальностей, предусматривающих углубленное изучение ИКТ, насчитывается более 40. Исследование проведено по заказу Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий.

Сотрудники лицея разработали мультимедийное учебное пособие для директоров российских школ «КАКОЙ БЫТЬ ШКОЛЕ В ДВАДЦАТЬ ПЕРВОМ ВЕКЕ?». Вот отрывок из обращения к читателям: «Уважаемые директора школ и руководители органов управления образованием! Мы предлагаем вам использовать в своей практике результаты дискуссий, в которых вы участвовали, работая с этим пособием. Вашими партнерами в поисках ответов на поставленные нами вопросы станут учителя ваших школ, ваши заместители по научно-методической работе и по использованию информационных технологий. Вы сможете также привлекать к работе с этим пособием членов попечительских советов, активистов родительских комитетов — всех тех, кто стремится сегодня делом помочь российской школе».